Поиск курсов
Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования
- 00h 00m 00s
- 0000-00-00 00:00:00
О курсе
Актуальность программы повышения квалификации «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» определяется необходимостью развития профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. В современном образовательном процессе воспитатель играет важную роль в формировании у детей интереса к окружающему миру, а также в их познавательном и эмоциональном развитии.
Новые подходы к организации экспериментирования и исследовательской деятельности требуют от педагогов создания образовательной среды, способствующей всестороннему развитию дошкольников, включая их любознательность, креативность и самостоятельность. Программа ориентирована на подготовку специалистов, способных планировать и проводить занятия с учетом актуальных методик и требований, формируя у детей умения и навыки, необходимые для успешного участия в поисково-исследовательской деятельности.
Цель программы — развитие у педагогов компетенций в области организации и проведения занятий, направленных на комплексное формирование у дошкольников исследовательских умений, навыков экспериментирования и критического мышления. Это позволит воспитателям более эффективно достигать образовательных и воспитательных целей, способствуя развитию у детей интереса к научному познанию и практической деятельности.
Программа разработана с учетом профессиональных стандартов «Педагог дошкольного образования» и «Воспитатель», что подтверждает её соответствие требованиям к квалификации педагогов, работающих в образовательных учреждениях дошкольного образования. Основное внимание уделено формированию умений, необходимых для реализации задач развития поисково-исследовательской деятельности, включая способность адаптировать методики и практики под возрастные и психологические особенности детей. Участники программы освоят различные подходы, которые повышают воспитательную и образовательную ценность занятий, отвечая задачам современной системы образования.
Для достижения целей программы решаются следующие задачи:
Освоение современных методик планирования и проведения занятий, направленных на развитие поисково-исследовательской деятельности, соответствующих образовательным потребностям и возрастным особенностям детей.
Разработка и внедрение инструментов для оценки уровня вовлеченности, творческой активности и готовности к экспериментированию у дошкольников.
Повышение эффективности использования интерактивных и цифровых технологий для поддержки исследовательской деятельности.
Адаптация содержания занятий в зависимости от индивидуальных потребностей и интересов детей, с акцентом на формирование у них навыков сотрудничества, инициативности и уверенности в себе в рамках познавательной деятельности.
Учебная программа курса (пример, 72 акк. часа)
Планируемые результаты освоения программы
Результатом освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» станет приобретение слушателями профессиональных компетенций в области разработки и применения методик, направленных на всестороннее развитие исследовательских навыков, креативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Участники программы также освоят методы оценки уровня вовлеченности и эмоционального комфорта дошкольников, что позволит создавать эффективные условия для их развития в соответствии с современными образовательными стандартами.
Программа ориентирована на повышение квалификации педагогов, что позволит им внедрять актуальные подходы к организации экспериментальной деятельности и исследовательских занятий, формируя у детей любознательность, уверенность в своих силах и умение самостоятельно принимать решения в процессе обучения. Особое внимание уделяется формированию у педагогов знаний и навыков, необходимых для планирования и проведения занятий, затрагивающих важные аспекты познания окружающего мира, осознанного отношения к экспериментам и развитие моральной устойчивости, а также для создания комфортной и безопасной образовательной среды.
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников образования программа способствует развитию компетенций, необходимых для успешной организации экспериментальной и исследовательской деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Программа также направлена на формирование у дошкольников общей культуры, уважения к себе и окружающим, готовности к сотрудничеству и выполнению обязанностей в коллективе, а также на развитие навыков безопасного поведения в процессе экспериментов.
Компетенции, приобретаемые в рамках программы, включают комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы с детьми в образовательных учреждениях. Цели и ожидаемые результаты освоения программы включают:
1. Освоение принципов организации занятий, направленных на развитие исследовательской активности, осознанного отношения к экспериментированию и формирование базовых навыков критического мышления.
2. Разработку методик для оценки уровня вовлеченности, эмоционального благополучия и социальных навыков детей в ходе занятий.
3. Повышение эффективности использования интерактивных и цифровых технологий для формирования у дошкольников интереса к исследовательской деятельности и к вопросам безопасности.
4. Формирование у детей навыков самодисциплины, инициативности и ответственности в совместной и индивидуальной деятельности, а также уважительного отношения к научным знаниям и методам исследования.
Результаты освоения программы повышения квалификации
ОПК-3 - Организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-5 - Осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6 - Использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения программы слушатель должен:
1. Приобрести следующие знания:
- Основы планирования и организации учебного предмета «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования», направленные на развитие у детей любознательности, исследовательского подхода и социальной ответственности с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей.
- Современные подходы к интеграции методик экспериментирования и исследовательской деятельности, включая способы оценки эмоционального комфорта и вовлеченности дошкольников.
- Основные требования к технологиям обучения в рамках программы и их роль в достижении целей всестороннего развития личности ребенка.
2. Усовершенствовать следующие навыки:
- Организовывать занятия, способствующие развитию критического мышления, эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции у дошкольников, с учетом задач формирования исследовательских и социальных компетенций.
- Проектировать содержание образовательных программ, эффективно интегрируя методы оценки эмоционального состояния и исследовательских навыков детей, а также подходы, соответствующие современным стандартам дошкольного образования и принципам воспитания через активное участие в исследовательской деятельности.
Образец выдаваемого документа о квалификации
Уровень образования
